У государственных социологов сломался счетчик

Глава ВЦИОМ Валерий Федоров презентовал данные свежего исследования “Горячий марта: настроение и поведение россиян на фоне тревожных ожиданий”. Сильный заголовок обещал, ощущения и предчувствия очень оправданы. Правда, не совсем в том смысле, в котором вы можете рассчитывать. По данным государственных социологов, эпидемии и прилагаемой к ней резкое ухудшение экономической ситуации не подорвал моральный дух граждан. Кроме того, оптимизм растет!

Алексей Марино. Свежие фотографии в нашем instagram

В исследовании, сказал Федоров, прошел в две волны: первая-телефонный опрос был проведен 16 марта, второй 24 и 25 мая. Так, 16 марта на вопрос: “Изменилась или не материальное положение вашей семьи, вас и ваших родственников, проживающих вместе с вами за последний месяц?” — ответил отрицательно 55% респондентов. 7% считают, что ситуация даже улучшилась, 36 — ухудшилась. После 9 дней доля тех, которые имеют Финансы, не изменились, увеличилось до 57%), и тех, кому было хуже, была снижена до 35.

Еще больше контраст возникает, когда смотришь на график, который показывает динамику социального оптимизма результаты “вкладка” для респондентов традиционном, как ты, на вопрос: “как вы считаете, через год вы (ваша семья) будете жить лучше, хуже или также как и сейчас?” В феврале ответ “будем жить лучше” дали 23% респондентов, 16 марта и 26%, 25 марта — 28%! Ну и, соответственно, скользит под горку, количество пессимистов: с 16 по 25 марта, его доля снизилась с 25 до 22.

“Вывод: наши сограждане оценивают настоящий кризис это как краткосрочной перспективе”, – объясняет Федоров. — То есть, очень, за год точно должна получается”.

Так вдохновляюще выглядят ответы на вопрос: “Смогут ли власти (эпидемиологические службы) защиты населения России распространения коронавируса или нет?” Если 16 марта в способности властей справиться с эпидемией, был уверен, что 61% опрошенных, 25 из них были уже 69. Доля скептиков уменьшилось с 32 до 28 процентов.

Низкий уровень доверия к власти предсказуемо демонстрирует молодежь (в возрастной группе от 18 до 24 лет). Но, и здесь большинство верит в эффективность сотрудников: в течение девяти дней, процент энтузиастов увеличилась с 50 до 59 процентов. Своего максимального уровня, эта вера достигает в возрасте (60 лет и старше): 79% (16 марта — 72%)!

“Так что, вспоминая известный анекдот, это, конечно, ужас, но не ужас-ужас-ужас”, – заключил Валерий Федоров. Стоит, однако, уточнить, что речь прозвучала в режиме видеоконференции заседание научного Совета ВЦИОМ (тема: “Российское общество в контексте коронавирус: анализ и прогноз”). И не все члены его были столь оптимистичные оценки.

По мнению, например, главный экономист Евразийского фонда стабилизации и развития Женя в Корее, который начался кризис нанесет такой удар в небольшой и я смотрю на это, что не может восстановиться: “Удар беспрецедентным. Компаний существует мнение, что многие просто не выживают из-за временного закрытия. Под ударом самые трудоемкие отрасли — сфера общественного питания, гостиницы, СМИ и индустрии развлечений, фитнес-центры, транспорт. Это миллионы рабочих мест. Могут начаться массовые увольнения, и большая часть до трех четвертей населения не имеет “подушки безопасности”, живут от зарплаты до зарплаты… мы, конечно, переживем этот кризис, как и все остальные. Но последствия были достаточно серьезными”.

Благотворно изображения, которые рисует ВЦИОМ, плохо сочетается, не только с оценками и прогнозами экономистов, но также и с тем, что каждый из нас может смотреть сегодня в окно. Бросающееся в глаза несоответствие заставляет вспомнить знаменитую миниатюру Михаила Генетического:

“— А у нас в компании молоко за вредность дают.

— А то, что вредно это?

— Кто знает?.. У нас нет никого, кто чувствует. У нас нет никого, кто чувствует. Не у нас никто не чувствует…”

В чем причина очевидного разрыва с реальностью? Есть только два объяснения. Событие развивается так быстро, что социологи, за ними просто не поспевают. Или наших “опекунов ” рейтинга” явно сломался счетчик.

Вам также может понравиться