Пандемия заставила россиян экономить на еде: от чего пришлось отказаться

Экономической ситуации, вызванной пандемией, заставила граждане умерить аппетит: они стали экономить на еде. По данным исследования компании Nielsen, потребители в массе своей выбирают теперь простые и дешевые продукты питания. В рационе среднего потребителя, которые сейчас преобладают хлеб, картофель и крупы, в результате чего мясо, фрукты, рыба и морепродукты. Эксперты предсказывают дальнейшее закрепление этой тенденции, на фоне падения доходов населения: потребление сокращается, дорого, еще дешевле.

фото: Наталья München

По данным глобальной компании Nielsen, контролирует потребление товаров повседневного спроса, доля низких цен в сегменте продуктов питания и товаров широкого потребления было в мае на 17,7% – на 0,8 п. п. выше среднего годового. И доля продукции премиум-класса по ценам в сегменте, напротив, снизился от среднегодовых 35,8% до 34,4% в мае. Видимость все это коснулось мяса, фруктовых соков, воды, чая, макаронных изделий. Если раньше в сегменте цена низкая доля макаронных изделий составляла 18,7%, то сейчас выросла до 22,8%, доля шоколадных конфет на вес, увеличилось с 14% до 15,7%, майонез с 7,3% до 9,5%.

Данные этого исследования тесно перекликаются с другими. В частности, портал Trabajo.ru” недавно было обнаружено, что 35% россиян стали меньше тратить на продукты питания, 27% – не заметили изменений в расходы на еду, и на 38% увеличились расходы на питание. Для тех, кто экономит на питании, 42% респондентов сократили свои расходы более чем наполовину, 27% – в четвертом, и лишь 8% отметили, небольшая разница. Большинство респондентов (72%) сообщили, что стали чаще готовить еду дома, а 64% граждан планируют носить еду из дома на работу после окончания пандемии.

В мае Российская семья прошла 57,6 тыс. рублей (-13,5% по сравнению с маем 2019 года). Расходы на продукты составили 42%, или 23,9 тыс. рублей.

Вывод, многие из этих статистических данных состоит в следующем: автаркия, пришел к концу, что можно сказать о проблемах населения. Россиян экономить на еде, потому что на все остальное уже сэкономили: все ресурсы финансовые “подушки безопасности” были использованы и ощутимой поддержки от государства остались без работы и сбережений граждан и не ждать. Когда восстановится потребительский спрос и люди перестанут экономить на еде? С этим вопросом мы обратились к экспертам.

Алексей ВЫРОС, эксперт Академии управления, финансовой и инвестиционной

“Тенденция на сокращение расходов, включая питание, вполне логична – люди остались без работы на полтора-два месяца. Помощь семьям с детьми, не мог решить всех материальных проблем, таким образом, население пришлось экономить на базовых потребностях, за более дешевые магазины, и в момент прощания в отделах готовых к употреблению продуктов.

Правда в том, что люди в течение недели после выхода из карантина начали впечатление, что на самом деле не было, так быстро все стало восстанавливаться. То есть, по жизни, на самом деле были вырваны два месяца, и есть определенная тенденция быстрого восстановления экономики и возврата благосостояния граждан, в сравнительно близкие к прошлогодним. Но проблема безработицы, процентных ставок, которое уже две цифры, а не уйдет в никуда. Нынешняя ситуация заставит россиян гораздо бережнее относиться к доходы и создать свой “фонд благосостояния”, чтобы не зависеть от государства и иметь какие-то сбережения на “черный день” или, как это случилось весной, через месяц или два.

Потребительский спрос вряд ли восстановится до 2022 года. Видна тенденция на повышение стоимости корзины, которая выросла на порядка 5% из-за пандемии, количество безработных сокращается только до конца этого года. В целом, в настоящее время ситуация, безусловно, печальная”.

Павел СИГАЛ, первый вице-президент Лоток для России”:

“Спрос будет восстановлен вместе с доходами населения. Между тем, ожидается, Министерство экономического развития, будет уменьшаться (в среднем по году будет меньше 6%), в то время как спрос населения будет восстанавливаться в следующем году. Динамика потребительских расходов говорит о том, что российские граждане и в дальнейшем будут экономить и отложить на неопределенное время покупки дорогой и направлений. Это не только из-за снижения доходов из-за режима самоизоляции и сокращения занятости. Это психологический момент в ситуации неопределенности (и кризис так воспринимается людьми – не понятно, чего ждать в будущем), люди, как правило, снизить затраты и сэкономить для “на всякий случай”. В понимании граждан, что острая фаза кризиса пройдена, начнет восстанавливаться и спрос на русские поймут, что можно потратить деньги более свободно, потому, что завтра не останутся без дохода”.

Вам также может понравиться