Мрачные выводы экспертов: на научную реставрацию Нотр-Дама может уйти полвека

Пожар, который охватил Собор Нотр-дам, в ночь на 15 апреля, стала трагедией для всего мира. Пожар произошел на мансардном этаже в строительных лесах, и вскоре распространился на все здание. В результате, упала стрелка и потолок собора Нотр-Дам-де-Пари. К счастью, нет человеческих жертв, тем не менее, готический собор, тяжело ранен. Храм, переживший войны и революции, священное место, где веками вершилась история, которая сейчас находится в развалинах. Вопросов миллион: насколько серьезные разрушения; что теряет безвозвратно; почему так долго не удавалось потушить здание; если могут воссоздать шедевр мировой архитектуры, на строительство которого ушли столетия; и, если да, то сколько времени займет процесс восстановления?

Когти свинца

Во всем мире люди пишут слова поддержки и надежды, что это один из символов Франции могут быть восстановлены после большого пожара дворец более 10 часов. Но уже ясно, что история Нотр-дам де пари делится на “до” и “после”.

Тем не менее, мы знали, Кафедральный собор до великого пожара, который был не всегда. Собор начали строить в 1163 году по приказу короля Людовика VII, а закончили спустя два столетия, в 1345-м. В строительстве принимали участие многие архитекторы, но основными считаются две – Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265 год и Пьер де Монтрей, работавший с 1250 по 1267 год. Однако, и после завершения строительства храма всегда было неоднозначным.

Один раз памятник Готического уже был на грани исчезновения. Во время французской революции, собор отразилось: они были разбиты скульптуры на фасадах зданий повреждены витражи, отделка интерьеров, упал иглу над центром собора. Собор был объявлен “храмом разума”, и он был возвращен церкви Наполеона и вновь освящен. Его корона здесь. Несмотря на это, здание находилось в упадке: в те годы, когда Виктор Гюго написал “Собор Парижской Богоматери”, исторический памятник под угрозой полного уничтожения. Говорили о сносе собора Нотр-Дам. Опубликовано в 1831 году, Роман вернул интерес Shader архитектуры и поставил вопрос о его реконструкции. Кстати, благодаря Уго были возвращены витражи, хотя была идея сделать их прозрачными, чтобы в соборе между больше света.

Проект реставрации в 1843 году, был создан архитектором Ville-le-duc. Работа длилась два десятилетия. Сегодня результаты восстановления стали привычными для парижан и гостей столицы Франции, тем не менее, в середине XIX века, работа вызвала много споров. Многие считали, что оказалось новодел: ряд пунктов, повреждены статуи, прежде украшавших фасады, были перенесены в музеи, а на их месте появились новые. Так, идея создания галереи химер на фасаде собора принадлежит Ville-ле-Дуке. Он сам нарисовал эскизы горгулий, и они выполнили свои 15 скульпторов под руководством Жоффруа Говорил.

Как уже был возведен новый 96 метров в пике. Был сделан из дерева дуба и покрыта свинцом. Потому что теперь иглу так быстро сгорел свинец плавится легко, и дерево хорошо горит. Тогда же была выполнена и крыша собора: из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлест на деревянные балки. Общий вес крыши был 210 тонн.

Собор мог разрушиться и без пожара

В последние годы специалисты, коснувшись нажмите готический храм пришла в упадок и был буквально на глазах. Фасада, а может, и впечатляет куски камня, которые хранил во дворе. Стены начали рушиться, по мнению экспертов, поскольку Нарушает-им-герцог используется плохого качества камня. Некоторые водостоки, увенчанный гордость и, пришлось заменить на обычные трубы. Ухудшилось и иглы – звучали опасения, что может рухнуть. Несмотря на все это, собор Нотр-Дам не был закрыт для посещений, в год с него не собирается от 12 до 14 миллионов туристов. В масштабный процесс восстановления, по оценкам разных экспертов, требуется не менее 100 миллионов евро. В 2017 году архиепископ Парижа Андре Вен-Труа, объявил о начале кампании по сбору средств для реставрации собора Нотр-дам, для чего был создан благотворительный фонд. Всегда за пару недель до пожара начались восстановительные работы. Ошибка в ходе работы, и которые могут стать причиной пожара.

Если можно восстановить собор? Сколько времени и денег на это уйдет? В отношении сроков, уже выступил представитель опекунов, ответственных за восстановление здания, инженер Мишель Пико. По его словам, восстановление займет не менее 10 лет, если работать с удвоенными усилиями. Но деньги нужны, очевидно, более, чем предполагалось раньше трагедии.

– Необходимо изготовить высочайшего качества детали, требуется время. На восстановление колокольни на площади Сан-Марко в Венеции взял 10 лет. Так что, вполне вероятно, что на восстановление собора Нотр-дам уйдут годы, – сказал “МК” главный архитектор Москвы, Сергей Кузнецов, подтверждая прогнозы, французский инженер.

Архитектор Дмитрий Алексеев настроен менее оптимистично: “я Думаю, что восстановление не работает. Вероятно, спасти часть, а остальные округа-то звезда “архитектор”. Может быть современное чудо. Я очень серьезно. Если, например, возьмется nouvel. Я хотел бы добавить, что собор Нотр-Дам – это не архитектура, и философия. Если восстановить, это может оказаться заменой”.

Директор Музея Архитектуры имени Как Елизавета Лихачева уверена, что восстановление возможно, но может длиться и полвека.

– Сейчас собрался Совет реставраторов. По опыту предыдущих реставраций, могу предположить, что сначала оценить структурную целостность здания, его способность выдерживать новые нагрузки, сделают то, что собираются сделать в процессе уже началось восстановление. После этого, было принято решение о частичной замене конструкций, они и до пожара находились в плачевном состоянии. И продолжит восстановление – процесс хирургического вмешательства. Сначала собор служить временной крышей, а потом будут восстановлены своды, заменить частично строительства, который потерял ее несущей способности. После этого, было принято решение восстановить украшение интерьера вашего восстановления, если это возможно, или производство новой.

Реальны ли прогнозы, что восстановление собора, в 10 лет?

– Если мы говорим о научной реставрации – нет. Нужно лет 50. На все наши технологии сегодня у нас нет машины времени. Полы должны быть определенным образом– нужно повторить технологию.

– Собор история варьировалась в широких пределах, и в XIX веке была серьезная восстановлению. А какой вариант есть, что вернуться?

Это больной вопрос – должны говорить все рестораторы и решить с ним я. Восстановление собора в своем роде, до конца XVIII века ” трудно, очень мало материала. Файлы сожжены в огне французской революции и гражданской войны. Много Ville-le-duc всего зла, потому что не было информации. Сейчас сложно сказать, какой период возьмут в качестве базы.

– Можно ли восстановить деревянные балки с покрытием из свинца, больше Зайцев элементы?

– Могут. Существуют средства, пропитки, препятствующей возгоранию. Свинцовая крыша собора была всегда. Известно из истории, что один из основателей собора, архиепископ Парижа пожертвовал 100 книг, по вашему желанию, в потолок свинца. Большинство крупных соборов Франции крышки из свинца. Когда был пожар в Атласа собор во время Первой мировой войны, проблема была такой же. Упал насос, загорелись перекрытия, начал плавиться свинец, и он разорвал своды собора, и теперь изнутри. Если мы говорим о научной реставрации, мы должны повторить начальной технологии. В противном случае, это не реставрация, а реконструкция – как в “Песок”.

– Возможно ли в таких разрушениях научной реставрации?

– Конечно. В Реймсе была проведена научная реставрация. Во Франции, одной из самых сильных на восстановление школ в мире, очень серьезно относится к его наследию. В этом смысле французы можно доверять. Я думаю, что история “Песок” там не повторяется.

– Восстановление до пожара оценивается в 100 млн. евро. Теперь, какова может быть сумма?

– Сначала необходимо оценить ущерб. Это может быть 100 миллионов или 300, и может достигать миллионов долларов. Если было раньше, всего этого могло и не случиться. Последние 5-7 лет, архиепископ Парижа, вместе с настоятелем собора и его мэр бегал по кабинетам французскими властями, и просил денег для восстановления. В конце концов отчаянный крик старосты – и это, по сути, если ты – привело к тому, что начали выделять деньги. Собор существовал на добровольные пожертвования граждан, и, частично, расходы компенсировались из бюджета Парижа. За последние 30 лет, серьезных средств, и собор, и не потому, что церковь отделена от государства. Сегодня я читал, что французский миллиардер, пожертвовал деньги на восстановление собора. Если это сделал 5-7 лет, пожара бы не было. Теперь вся Франция будет собирать деньги на попытки восстановить то, что, в принципе, потерял – и витражами, хорами, украшения интерьера. Почему, когда можно было спасти? Это проблема не только Франции, но и всего современного мира. Пока не произойдет что-то страшное – никто не чешется…

То, что удалось спасти, и, что было потеряно навсегда?

В соборе были найдены многие ценные артефакты. Среди них – легендарный Терновый венец Иисуса Христа. Одна из великих реликвий христианства до года 1063, находилась на горе Сион, в Иерусалиме, а затем был перевезен во дворец византийских императоров в Константинополе. В 1204 году, корона был захвачен рыцарями-крестоносцами, крайне серьезная городе. В результате распада Византийской империи, корона оказалась в руках одного из провинциальных князей, который продал реликвию король Франции Людовик IX. В 1239 году монарх сделал в соборе Нотр-Дам в Париже. К счастью, венец хранился в сейфе и была спасена во время пожара. Артефакт не пострадал. Также удалось спасти одежду из льна Сан-Луис XIII века.

Большие опасения вызывает судьба уникальных витражей и остальные украшения собора. Например, деревянные хоры XIV-XV веков, где Христос и французские монархи. Кроме того, при храме есть склеп, который был обнаружен в 1960-х годах во время археологических исследований. Тогда, на острове Сите, собирались строить подземную парковку, но после обнаружения фрагментов древних зданий, первые из которых восходят к эпохе Античности, от идеи отказались. Вместо этого, под Нотр-дам был открыт подземный музей, где помимо коллекции археологических находок и фрагментов древних зданий, находится большая коллекция картографических материалов и коллекция старинных золотых момент. Очевидно, теперь потеряна.

Архитектурные фениксы и шедевры, остальное руины

Много ли примеров, когда памятники архитектуры были воссозданы? Насколько подлинные эти архитектурные фениксы?

Пример качества научной реставрации уже упоминал, Реймсский собор, воздвигнутый в 1211-1311, Во время первой мировой войны пострадали от бомбардировок и почти полностью теперь. Восстановлением занимался архитектор Анри Дене – работы начались в 1915 году. В 1938-м храм вновь открыл свои двери для богослужений, однако и после восстановления продолжил. Который длится до сегодняшнего дня. В этом примере считается успешным примером научной реставрации, хотя некоторые элементы были выполнены в новых, более современных, легких и прочных материалов.

Другое дело – Московский “Манеж”. Здание, построенное в 1817 году по проекту Августина Бетанкура, сгорел в 2004 году. Пожару была присвоена высшей категории сложности. Погибли два пожарных. Потолок был полностью уничтожен пожаром. Остались нетронутыми только наружные стены. Заявили, что “Манеж” подожгли, потому что построить новый будет дешевле, чем восстановить. Проект воссоздания “Песок” после пожара вызвала бурные дискуссии, в основном, из-за предложения вырыть под зданием в два этажа с машина, чтобы. Общественность выступила против, и, наконец, идея на парковке оставил. Наружный Декор был воссоздан по историческим чертежам. Тем не менее, на “Арене” появился нижний подземный этаж, благодаря чему площадь увеличилась вдвое, эскалаторы, Лифты, стеклянные и ограждения. То есть, была проведена не реставрация, а реконструкция-это не то же самое.

Еще один большой пожар в Москве был в 2010, и в случае, Нотр-дам, который возник на чердаке. Научно-восстановление центра имени Запись на улице Радио также имел деревянные перекрытия и длительного горения – около пяти часов. Советской в здании только собираются признать памятником архитектуры, но не успели. Хуже было то, что в хранилище реставрационного центра находились десятки шедевров. После пожара говорилось о методах ликвидации пожара в ситуации, когда речь идет о спасении культурных ценностей. В частности, что вместо воды для тушения нужно использовать воду и газ. В ходе капитального ремонта была установлена современная автоматическая установка пожаротушения газовые (UP) с газовым огнетушащим веществом (IM) Novec 1230. Система не только защитит от огня произведения искусства, но и гарантирует безопасность людей. Технология позволяет сократить выброс в атмосферу химических веществ, которые разрушают озоновый слой.

Одной из важнейших задач восстановления в России до сегодняшнего дня, осуществляется в царском Селе. Ансамбль был основан в 1717 году Екатерина I очередь, был перестроен, и сегодня считается шедевром позднего барокко. В годы ВОВ комплекс был серьезно поврежден. Разрушены мосты, плотины, дамбы и других сооружений. Разграблен Большой Екатерининский дворец (в некоторых залах рухнул потолок и пол). Исчезли знаменитая янтарная комната. Уже в конце войны, начали поиск деталей составляет 15 тысяч удалось найти около 400. Восстановление началось в 1957 году и все еще продолжается. Конечно, нельзя сказать, что Екатерининский дворец радуется, а на смерть. В ходе работ, например, под слоем штукатурки фасада центрального здания, были найдены и восстановлены барельефы, сделанные до изменений по проекту Растрелли. Сделаны и другие открытия. Деревянные фермы (перекрытия) были заменены на металлические. Не все можно получить с хирургической точностью, много было безнадежно потеряно, но специалисты поставили все свои усилия. И длительные сроки воссоздать подтверждение – окончание работ запланировано на 2025 год, если не будет прекращения финансирования.

Есть случаи, в которых стремление восстановить здание не представляется возможным. Так произошло с Кристалл дворец, работают в Великобритании в 1930-х годах, чудо техники, был построен в Гайд-парке в Лондоне в 1850-1851, стекла и железа на Всемирной выставке. Выставочный зал занимал площадь более 90 тысяч кв метров. После завершения международной арт-ярмарки, уникальная конструкция была перенесена на новое место в Лондоне, предместье Side-hill. Ночь на 30 ноября 1936 года, в Crystal palace вспыхнул пожар, который остановился только утром и полностью уничтожил здание. Последние несколько лет шли переговоры по восстановлению хрустального дворца, работы собирались начать в 2015-м, однако, были отложены, видимо, из-за недостатка средств. На строительство здания требуется 500 миллионов фунтов стерлингов.

Другое трагическое разрушение произошло в Венеции. В 1902 году там обрушилась колокольня на площади Сан-Марко, построенная в XVI веке на месте древней смотровой башни. Причин разрушения было несколько землетрясений, лучи и нарушение строительства ” (директор тюрьмы, который жил прямо в башне, было вырезано отверстие для кухни, без согласия властей). Колокольня построена вновь за 10 лет. В начале XXI века, комплекс зданий, отремонтировано мне потребовалось почти 10 лет и 9,2 млн. евро.