Как уравнять возможности региональных и столичных музыкантов

Света в муз не терпит суеты… Продолжать эту истину, как руководство к действию сегодня, к сожалению, слишком мало людей. Наше образование в творческих областях построен таким образом, что школьники и студенты, едва освоив основные понятия, сразу же начинает готовить всевозможные конкурсы, Олимпиады, викторины. Это очень мешает им получить глубокого фундаментального образования. Развитием ребенка затормаживается, не хватает времени, вам начинает казаться более чем достаточно, достигли…

Так считает глава Московского Трио. Рахманинова, пианист Виктор Широкий. По его мнению, эта суета, особенно вредного для классической музыки — сферы, которая требует максимального напряжения интеллектуальных, нервных и духовных возможностей исполнителя.

Музыканты знаменитого трио пытаются противостоять этой пагубной тенденции. Об этом Виктор Просторная сказал он “МК”.

– Теперь, куда ни еще раз — все готовятся к конкурсу. В музыкальных школах, школах, консерваториях, в любом месте. Люди не приходят к людям иметь серьезные навыки, ибо все время есть, что довести до совершенства, место, где бежать, где-то действовать. Это имеет свое объяснение — если воспитатель не лауреатов, то, что вам не повышают ставки. Суета и спешка чувствует, особенно в регионах. Наш региональный проект призван дать альтернативу, помочь студентам музыкальных учебных заведений не только ознакомиться с инновациями в исполнительском искусстве.

– Этот проект уже заслужил славу, но для непосвященных помните, его суть.

“В начале у нас было много лет проект “, Трио он. Рахманинова и друзья”. Мы знакомились с различными школами о толковании, приглашали ведущих партнеров из разных стран, для положительной с ними, учиться у самих себя. Они давали совместные концерты, куда приглашали вокалистов, камерных исполнителей, различных музыкантов со всего мира.

Тогда, мне пришла в голову идея, что хорошо было бы принести свои региональные консерватории, чтобы они могли пообщаться со студентами и преподавателями на местах. Потому что в Москве и Санкт-Петербурге, и так каждый день, и нормального отношения, которые были созданы, и вот, скажем, Новосибирск, Владивосток, Астрахань — изолированы, варятся в собственном соку. Хотя есть и отличные педагоги — русская школа музыки является очень мощным, но последние европейские тенденции, которые не знают.

И в 2011 году начался наш региональный проект, который поначалу поддержал Минуты. Два года мы путешествовали по разным регионам, достаточно плотно, привозили туда серьезных исполнителей на различных инструментах. Давали концерты и мастер-классы — это вызвало большое влияние, проект пошел.

– Что ты имеешь в виду новых европейских влияний?

– Когда мы впервые пригласили серьезных европейских музыкантов, они увидели, насколько велика разница в подходах. Например, наши студенты играют сонату Бетховена публикации 50-х годов. Хорошее издание для того времени, но с тех пор произошла настоящая революция в разработке текстов, возвращение к подлинной публикаций, переосмысление фразировки — да, все, практически. Если пересчитать “на пальцах” – текст, написанный композитором, впоследствии проходит несколько изданий. Меняются эпохи, стилистика. Инструменты меняются, появляются другие струны металлические, вместо жил, и другие связи, и другой, натяжение струны, мощь инструментов. Музыкантов, но всего выполнения, они проводят большую интеллектуальную работу, и в результате получают совершенно иное прочтение музыкального текста.

И российские, региональные, учащиеся и преподаватели остались в стороне. И не возникла необходимость в этом, потому что власти музыкантов, исправлений, которые были, мне кажется. Если с такой читать Баха или Моцарта, которые примут участие в конкурсе, в Европе — над ними смеются, теперь уже никто не играет. Здесь, в рамках нашего проекта, и мы даем студентам и преподавателям возможность не только познакомиться с европейскими тенденциями, но также из первых рук получить мастер-классы от художников, тузы в его случае. У них, например, Повар, лучшее популярен среди Шуберт, специалист по есть не пение. Этих специалистов у нас нет, потому что песня, которую преподают в российских вузах итальянским способом, то есть, Опера, пение…

– В этом сезоне, какие города вы посетили в рамках проекта?

– Восемь городов — Саратова, Новосибирска, Астрахани, Екатеринбурга, Казани, Уфы, Самары, Томска. И они же давали там мастер-классы, и в каждом городе обязательно приглашали кого-то из гостей из Италии, Израиле, Вены, и России. И это большое достижение, что так важно, что проект продолжает постепенно финансирование Minutes исчезла, и нам пришлось искать другие источники более разнообразны. Помогали нам в посольства разных стран, авиакомпаний. То, что называется, по капле. Посольства европейских стран в Москве потратили деньги прибытия своих музыкантов, авиакомпании перевозить бесплатно для наших гостей в Москве и наоборот. Сегодня эту проблему помогает решить “Газпром”, и мы очень благодарны за то, что удалось сохранить проект. Мы работаем почти без прибыли, едва в ноль вышли.

– Что в этом случае, вами движет?

– Для нас это уже дело чести. Мы начали этот проект, и мы видим, что приносит пользу. Если хотите, это наш вклад в развитие нации. Потому, что подобной деятельностью в России никто не занимается. Есть разные проекты, государственные или крупные фонды, которые сосредоточены на другом. Выбираются в регионах лучших студентов, помогают им, дают возможность ехать в Москву или Санкт-Петербург, выиграть тот или иной конкурс, чтобы остаться на плаву… Это также нужно и важно — дать возможность талантливым людям. Вот только эти люди опять в своем регионе, как правило, уже не возвращается. И наш проект предлагает для всех молодых местных музыкантов, имели возможность узнать что-то дополнительно. Тогда у студента появляется другая мысль. И это сразу же влияет на уровень, скажем, местная группа, куда приходят работать выпускники местной консерватории. Наш проект уравнивает возможности региональных и московских студентов. И, что более важно, они заинтересованы в развитии. И если интерес есть, то, что многое уже можно найти в Интернете, в частности.

Конечно, подобное надо делать в большем объеме и более регулярно. Например, в Европе есть система под названием “erasmus” – координирует обмен между образовательными учреждениями всех стран Европейского Союза. Есть мастер-классы-это полностью ежедневная вещь, включены в учебный процесс. Там студенты все время место, где они, и к ним все время кто-то приходит.

– Кроме того, классы давали и концерты?

– Конечно, и публичные концерты, не только для студентов. Они объявили, афишировались. И я понял — если сравнивать с первым годом реализации проекта, интерес колоссально вырос. Люди ломятся у нас в Испании было зрителей, вдвое больше, чем мог вместить зал. В Казани центральный зал, очень большой — битком. Да, во всех городах полные залы большой интерес.

В музыке очень важно, что вода, так сказать, удобрение почвы. Серьезное, внимательное отношение к процессу обучения, что называется, не по ширине, и глубине. Тогда она будет жить.

Вот над этим мы и работаем.